Обзор Facebook: история создания и современное состояние социальной сети №1

Обзор Facebook - logoСейчас трудно встретить человека, который бы не слышал про Facebook – разве что найти того, кто живет в избушке в чаще леса без электричества и сопутствующих ему благ, вроде ТВ, Интернета и радио. Упоминания этой соцсети, прямые и косвенные, можно встретить повсеместно. И это неудивительно, ведь по статистике в ней зарегистрирован каждый 7 житель нашей планеты (более 1 миллиарда активных пользователей). Международная социальная сеть Facebook.com давно перестала быть «просто сайтом» — в современном виде это высокотехнологичный механизм, позволяющий воздействовать на миллионы людей: посредством рекламы продаются всевозможные товары, возможности оповещения о каких-то событиях позволяют организовывать как небольшие, так и масштабные акции и события (вплоть до революций). А некоторые вообще умудряются решать международные дела и  «рулить» целыми государствами!

Как же удалось одному молодому американцу превратить небольшой внутренний сайт для общения студентов университета в Интернет-гиганта? Об этом подробнее в нашем Facebook-обзоре. 

История создания Facebook: идея и ее воплощение

Имя того, кто создал Facebook, пожалуй, известно практически всем, кто хоть немного «освоился» в Интернете. Да и на ТВ это имя нередко всплывает. Зовут «хозяина» Facebook (на секундочку, самого молодого миллиардера — благодаря своему детищу) — Марк Цукерберг. Прообраз Фейсбука возник в голове молодого Марка еще во время его школьного обучения. Основой этому стал школьный справочник, в котором публиковались имена, фото и адресные данные учащихся. Развить эту идею Цукерберг попытался, поступив в университет: он предложил администрации создать университетский сайт с наполнением, аналогичным упомянутому справочнику. Увы, поддержи Марк не получил, т.к. по мнению университетской администрации это шло вразрез с обеспечением конфиденциальности информации о студентах.

Отсутствие поддержки в истории создания Facebook не оказалось драматичным и не заставило Марка Цукерберга отказаться от своих замыслов: в октябре 2003 года сайт (правда, с немного другой сутью) всё-таки был создан. Ресурс, получивший имя Facemash, был наполнен фотографиями и другой информацией, полученной в ходе взлома защищенных разделов Гарвардского университета. Сайт делал простую вещь: из своей базы выдавал пару фотографий, а пользователи в свою очередь должны были выбрать наиболее привлекательного «персонажа». Facemash обрел популярность мгновенно: уже в первые 2 час работы его посетили порядка 450 пользователей, совершив более 20 тысяч фотопросмотров. Правда за ошеломляющей популярностью ресурса последовало его закрытие руководством Гарварда, скандал и разбирательство над молодым гением: Цукерберга обвинили во множестве «грехов», как-то нарушение авторских прав и безопасности университета, неприкосновенности частной жизни, и пр. Студенту Марку по результатам всего этого грозило отчисление. Правда, всё закончилось благополучно – претензии администрацией были сняты, а Цукерберг остался учиться в Гарварде, продолжив работу над своим первоначальным проектом.

Уже в феврале 2004 года был запущен thefacebook.com. Социальная сеть Facebook.com, в том виде, в котором мы ее знаем, берет начало именно с этого момента.

Обзор Facebook был бы неполным без упоминания о том, что история социальной сети на всём ее протяжении содержит немало «темных пятен» и скандальных моментов. Например, уже спустя 6 дней с запуска ресурса Thefacebook Цукерберг был обвинен в том, что его сеть – это плагиат. Со слов «обвинителей» – старшекурсников Гарвардского университета – Марк намеренно ввел их в заблуждение, что поможет с разработкой социальной сети с названием HarvardConnection.com, а сам в это время создал на основе идей этих старшекурсников свой сайт. Вся эта история вылилась в итоге в судебное разбирательство.

Thefacebook повторил успех первого «детища» Цукерберга. За первый месяц работы сайта на нем зарегистрировалась большая часть студентов Гарварда. Уже в марте 2004 года возможность зарегистрироваться в соцсети получили не только гарвардские учащиеся, но также Стэнфорд, Йель, Колумбийский университет. И так по нарастающей – пока доступ к сайту не получило большинство американских и канадских ВУЗов.

Уже в середине 2004 команда Thefacebook была зарегистрирована в качестве компании, тогда же были получены первые инвестиции. Первым, кто поддержал проект финансово, стал П.Тиль – основатель PayPal.

В 2005 году из имени компании исчезла приставка “The”, а за 200 тыс. $ был приобретен домен facebook.com

В 2006 году социальная сеть Facebook.com, наконец, «вышла в свет»: возможность регистрации получил каждый Интернет-пользователь, при условии наличия электронной почты и достижения 13-летнего возраста. Набор популярности сопровождался международной «интервенцией»: уже в 2008 году был открыт международный штаб в Дублине, запущены мультиязычные версии соцсети. В частности, 20.06.2008 было объявлено о запуске русскоязычной версии.

Успех популярности подтягивал за собой и финансовые успехи Facebook: в 2009 году сайт стал получать прибыль, а уже в 2010 году компанию оценили в 41 миллиард долларов, а Цукерберг был объявлен самым молодым миллиардером в истории.

«Взросление» Facebook: обновления, рост популярности и миллиард пользователей

Конечно, популярность рождалась не на пустом месте: вся история Facebook связана с постоянными изменениями, внедрением нового функционала и «фишек». Порой обновления Facebook были удачными, порой не очень. Например, в 2009 году соцсеть предоставила пользователям возможность самостоятельно задавать имя страницы вместо автоматически задаваемого ID. В 2010 году была запущена интеграция со Skype; переписан интерфейс групп, сделавший возможным совместное редактирование документов, публикацию «постов» через e-mail и т.п. В 2011 году был анонсирован видеочат, а в 2012 появилась кнопка “Share”. И примеров таких «апгрейдов» в истории Facebook — масса.

Постепенно социальная сеть Facebook.com трансформировалась из места для неформального общения в нечто более серьезное, официальное. Одним из проявлений такого «взросления» стала функция подтверждения профиля (2012 год). С помощью нее влиятельные и популярные персоны получили возможность подтвердить достоверность своих персональных страниц. В Facebook «поселились» актеры, певцы, художники, бизнесмены и политики. Особенно ярко в соцсети выражена деятельность последних: где еще, как не на просторах многомиллионной «социалки» работать с населением и электоратом?! Отступая от темы, хочется отметить чрезвычайно сильную политизированность соцсетей, в особенностями Facebook, в условиях современной интернациональной информационной войны.

Обзор Facebook - cтраница представителя МИД РФ в facebook

Вернем обзор Facebook обратно в теплый 2012-й: для Фейсбук этот год знаменателен также приобретением очень дорогой «игрушки» (фотосервис Instagram был куплен за 1 миллиард $), и регистрацией миллиардного пользователя. Вот такая жизнь у Интернет-гигантов, всё исчисляется миллиардами.

И такие события – крупные и резонансные, или не очень, затрагивающие внутреннюю архитектуру Facebook, происходили и до сих пор происходят в соцсети каждый месяц, каждый год: 2013 – Graph Search (поиск мультимедиа внутри соцсети), новая платформа для гаджетов на базе Android; 2014 – глобальные обновления интерфейса (до которых, например, отечественный аналог – соцсеть Вконтакте, «додумалась» только в 2016), новые механизмы продвижения рекламы; 2015 – достижение новой планки – дневная аудитория достигла 1 миллиарда пользователей, интеграция в социальную сеть новых «фишек» от Apple (фотографии с элементами движения) – прямо как в Гарри Поттере :-), которые можно сделать на Iphone 6 поколения).

К концу 2016 года Facebook планирует запустить в космос свой собственный спутник, как один из шагов к реализации идеи «Интернета для каждого», а, соответственно, и Фейсбука тоже. Это из глобального. А из маленьких житейских нововведений – уже запущенная «палитра эмоций» вместо стандартных «лайков/дизлайков», планируемое внедрение «стримов» (прямых трансляций), видеоаватарок. В общем, в истории Facebook нет места стагнации и стабильности – лишь непрерывное изменение и развитие.

Обновление Facebook - новые эмоции
Замена лайкам и дизлайкам

Актуальная статистика от SimilarWeb показывает, что социальная сеть Facebook.com на данный момент является самым популярным сайтом в мире.

Обзор Facebook: глобальный рейтинг социальной сети

И если читатель не является тем самым «одним человеком из семи», кто уже имеет здесь профиль, то приведенный статистический факт должен как минимум пробудить интерес в духе «Да что ж там творится такое, что все на этом Фейсбуке сидят?». Зарегистрируйтесь – узнаете 🙂 . Тем более что российский сегмент Facebook на фоне глобальных показателей смотрится как-то неприметно…

Обзор Facebook -рейтинг в Росии

Так что вперед – поддержим русскоговорящее сообщество!

Если же уважаемого читателя смущает процедура регистрации и сложность управления социальной сетью Facebook (а она действительно может показаться сложной на первых порах), то Ваш интернет-гид Netobserver.ru спешит успокоить: Вы можете ознакомиться с опубликованным «взглядом изнутри», описывающий все важные процедуры создания страницы в соцсети. Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить!

Перейти на сайт социальной сети Facebook.com

Обзор Facebook: история создания и современное состояние социальной сети №1: 2 комментария

Добавить комментарий